80-летие Moto Morini
Ограниченная серия Moto Morini Corsaro, посвященная 80-летию
Moto Morini занимает особое место в истории мотоциклетной индустрии. Основанная в 1937 году в Болонье Альфонсо Морини (1898 г. р.), компания быстро завоевала репутацию благодаря своим выдающимся мотоциклам как для дорог общего пользования, так и для гоночных трасс.
Альфонсо Морини был настоящим инженером-новатором. Ещё в начале XX века он работал над усовершенствованием поршневого двигателя внутреннего сгорания, превратив его из примитивного аналога парового двигателя в высокоэффективный источник энергии.
Первые мотоциклы Морини создал в 1925 году, работая по приглашению Марио Маццетти — владельца компании MM, одного из пионеров мотоциклостроения в Болонье. Спустя 12 лет, в 1937 году, Альфонсо основал собственную марку и начал выпуск утилитарных трёхколёсных мотоциклов, которые быстро стали популярными на рынке.
Возрождение и взлёт Moto Morini после войны
Производство Moto Morini было остановлено в 1943 году в результате американских бомбардировок — пострадала не только она, но и Ducati. Однако Альфонсо Морини не сдался: восстановив мастерскую, он уже в 1946 году представил первый мотоцикл под брендом Moto Morini — двухтактный T125.
Как и многие послевоенные модели, он был построен на базе популярного двигателя DKW RT125. Но Морини быстро перешёл к перспективной четырёхтактной технологии. Так появилась серийная 125-кубовая модель, на базе которой в 1948 году была создана гоночная версия — 125 Competizione. Именно с неё началась череда побед Moto Morini на гоночных трассах.
Для своего времени новый двигатель был настоящим прорывом — он раскручивался до 10 000 об/мин, что в 1948 году казалось чем-то фантастическим. Уже в 1952 году усовершенствованная версия мотоцикла принесла Эмилио Мендоньи победы в классе 125 GP на этапах Гран-При в Италии и Испании.
Инженерные решения, разработанные для гонок, быстро внедрялись в серийные модели. Так появился одноцилиндровый двигатель объёмом 175 см³ — легендарный мотор в своей наиболее агрессивной версии 175 Settebello. Этот «маленький монстр» с короткоходным двигателем долгие годы доминировал в юниорском чемпионате Италии. Именно на Settebello начал свою блистательную карьеру Джакомо Агостини — один из самых великих мотогонщиков в истории.
Кульминацией инженерного мастерства Moto Morini стал мотоцикл с «самым быстрым 250-кубовым одноцилиндровым двигателем» — 250 Bialbero. Этот выдающийся мотор был создан самим Альфонсо Морини в сотрудничестве с Данте Ламбертини и Нерио Биавати — трио талантливейших инженеров. Они разработали мощный 38-сильный двигатель и поместили его в продуманное, лёгкое шасси. Именно на этом мотоцикле легендарный Тарквинио Провини едва не победил четырёхцилиндровую Honda Джима Редмана, уступив всего два очка в чемпионате Гран-при 1963 года.
От уличных моделей к инженерному прорыву: развитие Moto Morini в 1970-х
Со временем участие в гонках становилось всё более затратным, и Moto Morini уже не могла позволить себе вернуться на трек со своим выдающимся гоночным двигателем. Однако компания не исчезла из поля зрения. Напротив — она создала ряд интересных и успешных моделей, завоевав признание как на внутреннем, так и на международном рынке.
Одним из знаковых проектов стал невероятный 50-кубовый четырёхтактный одноцилиндровый двигатель, созданный специально для итальянского рынка. Он позволял 14-летним подросткам ощутить настоящий мотоцикл, а не просто мопед. Успех Moto Morini укрепился с выходом обновлённой 125-кубовой модели Corsaro, которая выпускалась в нескольких вариантах. Особенно выделялись 125 Country — нечто среднее между дорожником и эндуро, а также его гоночная версия 125 Regolarità (ISDT), победившая в своём классе на Международной шоссейной шестидневной гонке (ISDT) в Швеции в 1966 году.
После смерти Альфонсо Морини в 1969 году управление компанией перешло к его дочери Габриэлле Морини, при поддержке главного бухгалтера, господина Маркетти. В 1970 году Moto Morini сделала ключевой шаг, пригласив на работу одного из лучших итальянских инженеров своего времени — Франко Ламбертини.
Ламбертини спроектировал один из самых выдающихся двигателей Moto Morini — инженерный шедевр, сочетающий отличную производительность, надёжность и умеренные производственные затраты. Его цель заключалась в создании двухцилиндрового двигателя, способного конкурировать с одноцилиндровыми аналогами даже по цене. Так появился 72-градусный V-образный двухцилиндровый мотор с простым толкательным механизмом (OHV), двумя параллельными клапанами, расположенными перпендикулярно к головке блока.
Чтобы упростить производство, камера сгорания была выполнена в стиле Heron — с выемками для клапанов, размещёнными прямо в поршнях. А для равномерного охлаждения цилиндры были смещены на 2 дюйма, что удалось реализовать благодаря использованию недорогих, но прочных шатунов от автомобилей Fiat 600/750 — легендарных моделей, ставших символом моторизации Италии в послевоенный период.
Франко Ламбертини сумел добиться выдающихся характеристик от этой конструкции. Его двигатели демонстрировали удельную мощность более 100 л.с. на литр объёма. Особенно впечатляли быстрый 250-кубовый и мощный 500-кубовый мотор, который устанавливался на эндуро-модель Moto Morini Camel 501.
В стремлении к ещё большей мощности Ламбертини экспериментировал с турбированной версией 500-кубового мотора. Этот проект остался на стадии прототипа и не пошёл в серийное производство, но стал символом инженерной смелости Moto Morini.
Упадок и несостоявшийся прорыв: Moto Morini в составе Cagiva Group
В 1986 году проблемы со здоровьем вынудили Габриэллу Морини расстаться с родной компанией. Moto Morini была продана братьям Кастильони — владельцам Cagiva Group, которая на тот момент уже поглотила Ducati. С переходом под контроль Cagiva судьба компании резко изменилась: все новые разработки, включая дальнейшее развитие оригинальной 350-кубовой модели, были приостановлены.
Тем не менее инженер Франко Ламбертини продолжал работать над перспективными решениями. Он модернизировал картер двигателя от 350-кубового V-Twin, создав новый 650-кубовый мотор с углом развала цилиндров 60°. Это был высокотехнологичный двигатель с одним распредвалом в головке (SOHC) и четырьмя клапанами на цилиндр.
Из-за смещения цилиндров по ширине, Ламбертини воспользовался дополнительным пространством, чтобы внедрить центральный маховик с двумя шатунными шейками, расположенными под углом 60° друг к другу. Это обеспечивало идеальный первичный баланс двигателя — технологию, кстати, позже применяли и в Honda, в том числе в гоночной модели RS750 для грязевого трека.
Хотя смещение цилиндров и вызывало лёгкую вибрацию от качающейся пары масс, проект оказался надёжным и жизнеспособным. Позже объём двигателя был увеличен до 720 см³, и это могло бы стать новым витком в истории Moto Morini. Однако владельцы Cagiva Group, несмотря на потенциал, свернули проект, не дав ему шанса выйти в серию.
Moto Morini 250 GP
Взлеты и падения: путь Moto Morini от закрытия до нового возрождения
В 1989 году инженер Франко Ламбертини покинул Moto Morini и перешёл на работу в Piaggio. Спустя четыре года, в 1993 году, компания окончательно прекратила производство. Владельцы — братья Кастильони — неплохо заработали на этом, продав недвижимость бренда в центре Болоньи за внушительную сумму.
Возрождение Moto Morini произошло в 1999 году благодаря усилиям семьи Берти, когда компания была перезапущена под названием Motori Franco Morini. Эта фирма, основанная ещё в 1957 году племянником Альфонсо Морини — Франко Морини, в то время находилась под управлением его сына Маурицио. Motori Franco Morini специализировалась на производстве двухтактных двигателей объёмом 50 и 125 см³, ориентированных на растущий рынок мопедов и мини-эндуро.
Сразу после перезапуска был вновь приглашён Франко Ламбертини. Он спроектировал совершенно новый 1200-кубовый V-Twin — надёжный и мощный двигатель, который стал основой для широкого модельного ряда. Возможно, даже слишком широкого, учитывая ограниченные производственные ресурсы и амбициозные цели компании.
Когда в 2008 году начался экономический спад, Маурицио Морини не сумел адаптировать маркетинговую стратегию, и Moto Morini снова оказалась на грани. Компания обанкротилась, но вскоре была приобретена двумя миланскими предпринимателями — Руджеро Массимо Джаннуцци и Сандро Капотости. В районе 2012 года они предприняли попытку возобновить производство на старых мощностях на окраине Болоньи, но проект не увенчался успехом. Позднее производство было перенесено в более компактное помещение в Тривольцио — небольшом городке на равнине близ Павии.
Однако даже этот шаг не спас ситуацию. Перезапущенная Moto Morini так и не набрала обороты. В 2015 году партнёры расстались, и в тот момент казалось, что легендарная марка окончательно исчезла с мотоциклетной сцены.
Возвращение к жизни и 80-летие Moto Morini
После череды неудач Руджеро Массимо Джаннуцци удалось привлечь нового инвестора, что дало начало новому партнёрству — компании Auntjann Ltd. Благодаря этой инициативе Moto Morini получила второе дыхание, достаточное для того, чтобы отметить своё 80-летие.
Обновлённое руководство провело модернизацию модели Corsaro 1200, адаптировав её к экологическим стандартам Euro 4. Это позволило бренду вновь заявить о себе на крупнейшей мотоциклетной выставке EICMA в ноябре предыдущего года, где был представлен Corsaro 1200 ZZ.
На базе этой модели была выпущена лимитированная серия 80th Anniversary — самый ценный и тщательно проработанный мотоцикл Moto Morini за всю историю бренда. Сердце мотоцикла — мощный двигатель и характерная стальная трубчатая рама — остались неизменными. Однако облицовка была выполнена вручную: топливный бак, сиденье и гоночный обтекатель изготовлены из алюминиевого листа, а колёса, крылья, руль и рычаги — из карбона.
Серия ограничилась всего восьмью экземплярами, и немногим счастливчикам предоставлена возможность индивидуальной настройки Corsaro 80th Anniversary. Агрессивный, эффектный дизайн и техническая доработанность делают Corsaro 1200 ZZ отличной основой для нового этапа развития компании.
С юбилеем, Moto Morini — легендарная небольшая компания, которая благодаря страсти и креативности своих инженеров смогла завоевать место среди великих имён мотоциклетного мира.
БОЛЬШЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФОТО:
БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ MOTO MORINI CORSARO LIMITED EDITION:
Ограниченная серия Moto Morini Corsaro, посвященная 80-летию компании
Автор: Бруно де Прато, 2 марта 2017 г.