80-летие Moto Morini

Ограниченная серия Moto Morini Corsaro, посвященная 80-летию

Moto Morini занимает особое место в истории мотоциклетной индустрии. Основанная в 1937 году в Болонье Альфонсо Морини (1898 г. р.), компания быстро завоевала репутацию благодаря своим выдающимся мотоциклам как для дорог общего пользования, так и для гоночных трасс.

Альфонсо Морини был настоящим инженером-новатором. Ещё в начале XX века он работал над усовершенствованием поршневого двигателя внутреннего сгорания, превратив его из примитивного аналога парового двигателя в высокоэффективный источник энергии.

Первые мотоциклы Морини создал в 1925 году, работая по приглашению Марио Маццетти — владельца компании MM, одного из пионеров мотоциклостроения в Болонье. Спустя 12 лет, в 1937 году, Альфонсо основал собственную марку и начал выпуск утилитарных трёхколёсных мотоциклов, которые быстро стали популярными на рынке.

Г-н Альфонсо Морини (сидит слева)

Завод Moto Morini в 50-х годах.

Возрождение и взлёт Moto Morini после войны

Производство Moto Morini было остановлено в 1943 году в результате американских бомбардировок — пострадала не только она, но и Ducati. Однако Альфонсо Морини не сдался: восстановив мастерскую, он уже в 1946 году представил первый мотоцикл под брендом Moto Morini — двухтактный T125.

Как и многие послевоенные модели, он был построен на базе популярного двигателя DKW RT125. Но Морини быстро перешёл к перспективной четырёхтактной технологии. Так появилась серийная 125-кубовая модель, на базе которой в 1948 году была создана гоночная версия — 125 Competizione. Именно с неё началась череда побед Moto Morini на гоночных трассах.

Для своего времени новый двигатель был настоящим прорывом — он раскручивался до 10 000 об/мин, что в 1948 году казалось чем-то фантастическим. Уже в 1952 году усовершенствованная версия мотоцикла принесла Эмилио Мендоньи победы в классе 125 GP на этапах Гран-При в Италии и Испании.

Инженерные решения, разработанные для гонок, быстро внедрялись в серийные модели. Так появился одноцилиндровый двигатель объёмом 175 см³ — легендарный мотор в своей наиболее агрессивной версии 175 Settebello. Этот «маленький монстр» с короткоходным двигателем долгие годы доминировал в юниорском чемпионате Италии. Именно на Settebello начал свою блистательную карьеру Джакомо Агостини — один из самых великих мотогонщиков в истории.

Кульминацией инженерного мастерства Moto Morini стал мотоцикл с «самым быстрым 250-кубовым одноцилиндровым двигателем» — 250 Bialbero. Этот выдающийся мотор был создан самим Альфонсо Морини в сотрудничестве с Данте Ламбертини и Нерио Биавати — трио талантливейших инженеров. Они разработали мощный 38-сильный двигатель и поместили его в продуманное, лёгкое шасси. Именно на этом мотоцикле легендарный Тарквинио Провини едва не победил четырёхцилиндровую Honda Джима Редмана, уступив всего два очка в чемпионате Гран-при 1963 года.


Руководитель гоночного департамента: Данте Ламбертини


Джакомо Агостини на Moto Morini 250 GP.


Тарквинио Провини на Moto Morini 250 GP.

От уличных моделей к инженерному прорыву: развитие Moto Morini в 1970-х

Со временем участие в гонках становилось всё более затратным, и Moto Morini уже не могла позволить себе вернуться на трек со своим выдающимся гоночным двигателем. Однако компания не исчезла из поля зрения. Напротив — она создала ряд интересных и успешных моделей, завоевав признание как на внутреннем, так и на международном рынке.

Одним из знаковых проектов стал невероятный 50-кубовый четырёхтактный одноцилиндровый двигатель, созданный специально для итальянского рынка. Он позволял 14-летним подросткам ощутить настоящий мотоцикл, а не просто мопед. Успех Moto Morini укрепился с выходом обновлённой 125-кубовой модели Corsaro, которая выпускалась в нескольких вариантах. Особенно выделялись 125 Country — нечто среднее между дорожником и эндуро, а также его гоночная версия 125 Regolarità (ISDT), победившая в своём классе на Международной шоссейной шестидневной гонке (ISDT) в Швеции в 1966 году.

После смерти Альфонсо Морини в 1969 году управление компанией перешло к его дочери Габриэлле Морини, при поддержке главного бухгалтера, господина Маркетти. В 1970 году Moto Morini сделала ключевой шаг, пригласив на работу одного из лучших итальянских инженеров своего времени — Франко Ламбертини.

Ламбертини спроектировал один из самых выдающихся двигателей Moto Morini — инженерный шедевр, сочетающий отличную производительность, надёжность и умеренные производственные затраты. Его цель заключалась в создании двухцилиндрового двигателя, способного конкурировать с одноцилиндровыми аналогами даже по цене. Так появился 72-градусный V-образный двухцилиндровый мотор с простым толкательным механизмом (OHV), двумя параллельными клапанами, расположенными перпендикулярно к головке блока.

Чтобы упростить производство, камера сгорания была выполнена в стиле Heron — с выемками для клапанов, размещёнными прямо в поршнях. А для равномерного охлаждения цилиндры были смещены на 2 дюйма, что удалось реализовать благодаря использованию недорогих, но прочных шатунов от автомобилей Fiat 600/750 — легендарных моделей, ставших символом моторизации Италии в послевоенный период.

Франко Ламбертини сумел добиться выдающихся характеристик от этой конструкции. Его двигатели демонстрировали удельную мощность более 100 л.с. на литр объёма. Особенно впечатляли быстрый 250-кубовый и мощный 500-кубовый мотор, который устанавливался на эндуро-модель Moto Morini Camel 501.

Moto Morini Camel 501 Enduro

Moto Morini Camel 501 Enduro

В стремлении к ещё большей мощности Ламбертини экспериментировал с турбированной версией 500-кубового мотора. Этот проект остался на стадии прототипа и не пошёл в серийное производство, но стал символом инженерной смелости Moto Morini.

Чертеж Moto Morini 500 Turbo

Moto Morini 500 Turbo

Упадок и несостоявшийся прорыв: Moto Morini в составе Cagiva Group

В 1986 году проблемы со здоровьем вынудили Габриэллу Морини расстаться с родной компанией. Moto Morini была продана братьям Кастильони — владельцам Cagiva Group, которая на тот момент уже поглотила Ducati. С переходом под контроль Cagiva судьба компании резко изменилась: все новые разработки, включая дальнейшее развитие оригинальной 350-кубовой модели, были приостановлены.

Moto Morini 350 First Edition

Прототип Moto Morini 60º V-Twin 720

Тем не менее инженер Франко Ламбертини продолжал работать над перспективными решениями. Он модернизировал картер двигателя от 350-кубового V-Twin, создав новый 650-кубовый мотор с углом развала цилиндров 60°. Это был высокотехнологичный двигатель с одним распредвалом в головке (SOHC) и четырьмя клапанами на цилиндр.

Из-за смещения цилиндров по ширине, Ламбертини воспользовался дополнительным пространством, чтобы внедрить центральный маховик с двумя шатунными шейками, расположенными под углом 60° друг к другу. Это обеспечивало идеальный первичный баланс двигателя — технологию, кстати, позже применяли и в Honda, в том числе в гоночной модели RS750 для грязевого трека.

Хотя смещение цилиндров и вызывало лёгкую вибрацию от качающейся пары масс, проект оказался надёжным и жизнеспособным. Позже объём двигателя был увеличен до 720 см³, и это могло бы стать новым витком в истории Moto Morini. Однако владельцы Cagiva Group, несмотря на потенциал, свернули проект, не дав ему шанса выйти в серию.

Moto Morini 250 GP 

Взлеты и падения: путь Moto Morini от закрытия до нового возрождения

В 1989 году инженер Франко Ламбертини покинул Moto Morini и перешёл на работу в Piaggio. Спустя четыре года, в 1993 году, компания окончательно прекратила производство. Владельцы — братья Кастильони — неплохо заработали на этом, продав недвижимость бренда в центре Болоньи за внушительную сумму.

Возрождение Moto Morini произошло в 1999 году благодаря усилиям семьи Берти, когда компания была перезапущена под названием Motori Franco Morini. Эта фирма, основанная ещё в 1957 году племянником Альфонсо Морини — Франко Морини, в то время находилась под управлением его сына Маурицио. Motori Franco Morini специализировалась на производстве двухтактных двигателей объёмом 50 и 125 см³, ориентированных на растущий рынок мопедов и мини-эндуро.

Сразу после перезапуска был вновь приглашён Франко Ламбертини. Он спроектировал совершенно новый 1200-кубовый V-Twin — надёжный и мощный двигатель, который стал основой для широкого модельного ряда. Возможно, даже слишком широкого, учитывая ограниченные производственные ресурсы и амбициозные цели компании.

Когда в 2008 году начался экономический спад, Маурицио Морини не сумел адаптировать маркетинговую стратегию, и Moto Morini снова оказалась на грани. Компания обанкротилась, но вскоре была приобретена двумя миланскими предпринимателями — Руджеро Массимо Джаннуцци и Сандро Капотости. В районе 2012 года они предприняли попытку возобновить производство на старых мощностях на окраине Болоньи, но проект не увенчался успехом. Позднее производство было перенесено в более компактное помещение в Тривольцио — небольшом городке на равнине близ Павии.

Однако даже этот шаг не спас ситуацию. Перезапущенная Moto Morini так и не набрала обороты. В 2015 году партнёры расстались, и в тот момент казалось, что легендарная марка окончательно исчезла с мотоциклетной сцены.

Ограниченная серия Moto Morini Corsaro, посвященная 80-летию

Фары и мини-обтекатель из углеродного волокна

Возвращение к жизни и 80-летие Moto Morini

После череды неудач Руджеро Массимо Джаннуцци удалось привлечь нового инвестора, что дало начало новому партнёрству — компании Auntjann Ltd. Благодаря этой инициативе Moto Morini получила второе дыхание, достаточное для того, чтобы отметить своё 80-летие.

Обновлённое руководство провело модернизацию модели Corsaro 1200, адаптировав её к экологическим стандартам Euro 4. Это позволило бренду вновь заявить о себе на крупнейшей мотоциклетной выставке EICMA в ноябре предыдущего года, где был представлен Corsaro 1200 ZZ.

На базе этой модели была выпущена лимитированная серия 80th Anniversary — самый ценный и тщательно проработанный мотоцикл Moto Morini за всю историю бренда. Сердце мотоцикла — мощный двигатель и характерная стальная трубчатая рама — остались неизменными. Однако облицовка была выполнена вручную: топливный бак, сиденье и гоночный обтекатель изготовлены из алюминиевого листа, а колёса, крылья, руль и рычаги — из карбона.

Серия ограничилась всего восьмью экземплярами, и немногим счастливчикам предоставлена возможность индивидуальной настройки Corsaro 80th Anniversary. Агрессивный, эффектный дизайн и техническая доработанность делают Corsaro 1200 ZZ отличной основой для нового этапа развития компании.

С юбилеем, Moto Morini — легендарная небольшая компания, которая благодаря страсти и креативности своих инженеров смогла завоевать место среди великих имён мотоциклетного мира.

 

БОЛЬШЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФОТО:

Молодой Джакомо Агостини на Moto Morini 250 GP. Данте Ламбертини (в кепке) справа
Тарквинио Провини на Moto Morini 250 GP
Moto Morini 250 GP
Moto Morini 350 Sport
Двигатель Moto Morini 350 V-Twin
Moto Morini 720 Двигатель V-Twin с углом развала 60
Головка двигателя Moto Morini V-Twin и выемки под клапаны в поршнях являются неотъемлемой частью высокотурбулентной камеры сгорания типа «Heron»
720-градусный коленчатый вал
Поршень 750 с полукруглой камерой сгорания
750 высокоэффективная камера сгорания SOHC с 4 клапанами

БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ MOTO MORINI CORSARO LIMITED EDITION:

Ограниченная серия Moto Morini Corsaro, посвященная 80-летию компании
Переднее крыло из углеродного волокна
Рычаг сцепления из углеродного волокна
Руль из углеродного волокна
Алюминиевый бак ручной работы
Верхняя часть алюминиевого бака ручной работы
Колесо из углеродного волокна
Алюминиевый кожух сиденья, изготовленный вручную
Ограниченная серия Moto Morini Corsaro, посвященная 80-летию компании

Ограниченная серия Moto Morini Corsaro, посвященная 80-летию компании

Автор: Бруно де Прато, 2 марта 2017 г.

FAQ
Задать вопрос
Оформляя запрос я подтверждаю свою дееспособность и даю согласие на обработку своих персональных данных. Также я прочитал и согласен со следующими документами: политика конфиденциальности и пользовательское соглашение об использовании сайта в сети интернет