Moto Morini Camel: рождённый в пустыне

Слева: Леандро Чеккарелли (82), в центре: Джанни Гальотти (83) и справа: Массимилиано Валентини (84)

 

В истории мотоциклов есть имена, в которых слышен рокот мотора, чувствуется жар песка и запах бензина, смешанный с пылью. Moto Morini Camel — как раз из таких. Его история началась не в стерильных цехах завода, а на раскалённых барханах Сахары, где каждая ошибка может стоить жизни, а каждая победа — это бой не только с соперниками, но и с самой природой.

Конец 1970-х. Пока BMW с моделью R80GS завоёвывала симпатии как надёжный туристический эндуро, Moto Morini шла своим путём. Вместе с BMW, она стала одним из первых производителей двухцилиндровых внедорожных мотоциклов. Только вот Camel был не для прогулок. Это был настоящий "боевой конь", способный не просто проехать — прорваться сквозь пустыню.

Оригинальый 500-кубовый Valentini Camel примерно 1985 года. На этом мотоцикле Массимилиано Валентини участвовал в ралли Париж-Дакар

Но история Camel’а — это не только история завода. Это — история человека. Зовут его Антонио Валентини. Гонщик, механик, инженер, предприниматель, визионер. В 60-х и 70-х он создавал эндуро на базе Corsaro 125, а позже, как успешный дилер в городе Прато, мечтал о чём-то большем. Он хотел построить мотоцикл, способный бросить вызов Африке.

Он обратился к Moto Morini с идеей: создать настоящий внедорожный байк объёмом 500 см³. Завод поддержал проект, и в 1979 году появились первые три прототипа. А его сын, Массимилиано Валентини, почти не задумываясь, забрал один из них и уехал в Сахару. Так мотоцикл получил своё имя — Camel.

Мастерская Валентини быстро превратилась в культовое место. Здесь не просто продавали мотоциклы — здесь их создавали заново. Пластиковые обтекатели, глушители, поршни, форсированные цилиндры, новые баки и двухфарные комплекты — каждый байк, уехавший отсюда, был уникален.

 

Антонио вспоминал: «Мы слушали клиентов, подбирали комплект под бюджет. У нас были механики, которые занимались только кастомизацией. Клиент приезжал с мотоциклом, а уезжал — с новым зверем. А старые детали мы потом отправляли ему по почте».

В 1980 году Валентини отправил свою команду на ралли "5x5 Transafrica" — 7000 километров по жаре и пыли, через Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигер, Ливию… и до самого Турина. Из 26 стартовавших до финиша добрались лишь шесть. Среди них — два байка Moto Morini Camel.

Camel оказался не просто пригодным для бездорожья. Он стал символом итальянского упорства. Рама от дорожного Morini Sei-V, доработанный двигатель, адаптированные амортизаторы — всё это дало удивительно сбалансированную машину. В Camel соединились инженерная точность и страсть к приключениям.

Уже осенью 1980-го он пошёл в серию. Красная рама, белый бак и панели, а всего — около 250 экземпляров. Позже появилась вторая серия — уже в красной цветовой гамме, но с той же душой.

Команда Valentini выступала в чемпионате Италии по эндуро. Они выигрывали, брали золото на «Шестидневке» на Эльбе, поднимались на пьедесталы. Массимилиано Валентини становился вторым в общем зачете, его напарники — не отставали.
 

 

В 1983 году трио — Валентини, Чеккарелли и Гальотти — выходит на старт Ралли Фараонов и Париж-Дакар. Они лидируют. Но пустыня — беспощадна. Из-за износа ремней ГРМ от мелкого песка все три байка сходят с дистанции.
 

 

В 1985-м они пробуют снова. Без поддержки завода, но с боевым духом. Джанни Гальотти доезжает почти до финиша. Всего 3 километра остаётся до победы… но мотоцикл глохнет. Буксировка — и дисквалификация. После 14 000 километров, пройденных за 20 дней, это был удар.

 

 

Camel — это не просто мотоцикл. Это дух. Это история о мечте, ставшей металлом. О гонщиках, бросивших вызов пустыне. О небольшой итальянской мастерской, создавшей машину, которая могла соперничать с грандами.

И сегодня, среди коллекционеров, Camel — настоящая легенда. Потому что он не родился на заводском чертеже. Он родился в сердце — и был закалён песком.

 


 
БОЛЬШЕ ФОТО:

FAQ
Задать вопрос
Оформляя запрос я подтверждаю свою дееспособность и даю согласие на обработку своих персональных данных. Также я прочитал и согласен со следующими документами: политика конфиденциальности и пользовательское соглашение об использовании сайта в сети интернет